Профессор кафедры теории и истории государства и права Санкт-Петербургского государственного университета, доктор юридических наук Елена Тимошина рассматривает основные теоретические идеи петербургской философско-правовой школы, образующие ее ядро и позволяющие говорить о ней как об интеллектуальной традиции.
«Традиция не дана в готовом виде, но создается и существует как постоянно обновляемый результат интеллектуальной реконструкции. С одной стороны, мы обнаруживаем себя в рамках определенной научной традиции, вне которой деятельность ученого едва ли возможна, а с другой — эту традицию создаем, представляя ее как преемственное развитие определенных идей, которыми дорожим сейчас», — отмечает автор.
Наследие правоведов, трудившихся в Санкт-Петербургском (Ленинградском) университете, было осмыслено и представлено как узнаваемая философско-правовая традиция в работах А.В. Полякова. Благодаря разработанной им коммуникативной теории права, опирающейся на идеи прежнего поколения ученых и развивающей их на основе новой методологии, стал возможным ретроспективный консолидирующий взгляд на высказанные ими теоретически значимые положения.
Елена Тимошина выделяет пять положений, которые составляют корпус идей петербургской школы и в своем единстве выражают представления об автономии права и о государстве как правовом явлении.
Елена Тимошина выделяет пять положений, которые составляют корпус идей петербургской школы и в своем единстве выражают представления об автономии права и о государстве как правовом явлении.
«Коммуникативная теория права развивается, а вместе с ней развивается и традиция петербургской философско-правовой школы. Так, если в своих ранних работах А.В. Поляков акцентировал внимание на феноменологическом аспекте теории Петражицкого, то в последних публикациях ученый уже выделяет в его наследии аспект эволюционизма, что отражает определенный этап в развитии самой коммуникативной теории и соответствует нынешнему интересу автора к нейронаукам.
Мои коллеги могут увидеть ядро традиции в других положениях. Однако неотъемлемой частью этой живой традиции и новым этапом в ее развитии являются труды самого Андрея Васильевича», — заключает Елена Тимошина.