«Мне бы хотелось верить, что, пройдя пятилетний рубеж наших встреч, мы смогли сформировать определенную научную традицию — чичеринскую, которая, станет основой для чичеринской школы. Поэтому участниками Общества друзей Чичерина читаются публичные лекции, а в этот раз была проведена олимпиада “Умники и умницы”.
Так, формируется преемственность взглядов в поколениях. И так, из уст в уста передается научный опыт, мышление, создается культурное общее пространство. И в этом мы также являемся преемниками Бориса Николаевича, всей своей жизнью писавшего историю и философию права.
Деятельность Общества друзей Чичерина важна и тем, что мы своими исследованиями, публикациями в журнале “Российская юстиция”, публичными лекциями пытаемся нивелировать разрыв между дореволюционной научной школой и сегодняшней. Этот разрыв был и есть. Но каждому из нас под силу, беря пример с Бориса Николаевича развивать его идеи, общаться и создавать круг чичеринских единомышленников во взглядах на жизнь, право, литературу, искусство».
«Чичерин принадлежит к золотому веку дворянской культуры. Вся жизнь Бориса Николаевича была связана с Тамбовской землей. Рожденный в многодетной семье, он получил блестящее воспитание. Он уже был готов к московскому этапу своей жизни и на равных вступил в диалог с выдающимися преподавателями. Впоследствии стал дружить со своим преподавателем Грановским, несмотря на значительную разницу в возрасте, мог оппонировать в беседе на должном уровне».
«По масштабам личности и Борис Николаевич, и Анатолий Федорович — “звезды первой величины” в российском правоведении и политике. При этом последний был учеником Чичерина, впитал со студенческой скамьи его взгляды и до конца жизни сохранил пиетет к учителю. Оба поддерживали друг друга в сложные дни — во время процесса Засулич, после отставки Чичерина с поста московского городского головы, во время ухода Кони из Сената», — рассказал профессор.
«Борис Николаевич был выдающимся человеком, добившимся успехов в различных сферах научной и практической деятельности. Во многом поэтому его наследие продолжает быть объектом изучения историков, юристов, политологов, социологов».
«Думается, что обсуждение, популяризация мыслей и идей русской философско-правовой школы второй половины XIX — начала XX века, идей Чичерина, его предшественников, последователей, современников имеет важное значение для выстраивания ценностных ориентиров на современном этапе развития российского государства, ориентиров, имеющих национальные корни, ориентиров, основанных на наследии российских мыслителей».
«Свою концепцию общественного идеала Чичерин строит на этой диалектике, в основе которой лежит идея свободы, поэтому он утверждает, что «никакой общественный идеал, не мыслим иначе, как на почве свободы», — отметил Сергей Чижков.
«В центре интереса автора стоит проблема земств в общественном строе России. В центральной статье «Государство и земство» во главу угла ставится вопрос: “Есть ли земство государственное или общественное учреждение?” Вопрос до сих пор актуальный — статья 12 Конституции РФ 1993 года провозгласила: “Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти”, в то время как статьи 131—132 в редакции поправок 2020 года вписали эти органы в систему “публичной власти”».
«Чичерин — легалист, но в его учении особое место отведено таким категориям как совесть, свобода и нравственный выбор. С этих позиций дается разрешение конфликта права и этики и решается проблема повиновения закону. Соединить их позволяет трактовка справедливости как единства этического идеала, действующей нормы и эффективного правосудия.
Практическое решение проблемы — установление оптимального баланса внешней и внутренней свободы, определяющего легитимность правовой системы и готовность индивида следовать законам государства, не нарушая обязательств совести и долга».
Спикер подчеркнул актуальность теории Чичерина в эпоху глобализации права: «Следуя этой логике, можно предположить: для преодоления конфликта общества и власти эпохи глобализации нужна не государственная идеология, а формирование единой публично-правовой этики, не исключающей обсуждения актов неповиновения праву. С этих позиций постановка вопроса Чичериным имеет актуальное значение».
«Дело Засулич в 1878 году повлекло за собой написание Чичериным статьи об этом деле, в которой изложены основные идеи Бориса Николаевича по вопросам уголовного правосудия. Впоследствии, многие из них повторились и в связи с делом Колесниковых».
«В учении Б.Н. Чичерина право рассматривалось как система норм, гарантирующих личности автономию в рамках общественного договора с государством. Именно в праве виделся результат развития нравственной идеи в обществе, особое внимание уделялось примату индивидуальной свободы как основы правопорядка».
«Понимание принципов права по Б.Н. Чичерину рассматривалось с позиции руководящих начал, отражающих сущность и ценностные ориентиры такого правового регулирования, при котором функционирование государственных и общественных институтов направлено на обеспечение прав, свобод и достойной жизни граждан».
«В этой и других работах правоведа и философа раскрываются детали активного и пассивного избирательного права, выявляются положительные и отрицательные характеристики народного представительства», — заключил Андрей Офицеров.
«Старинный барский дом, с стенами в два аршина толщины, с каменными сводами в нижнем этаже, дом, в котором жила Екатерина, стал раздаваться на квартиры. В наше время отдавался внаймы только нижний этаж, где мы помещались, а наверху был музей».
«Но самих читателей, тех, на кого бы власть могла рассчитывать, на диалог и понимание выстраиваемой публичной, в том числе правовой политики было не так много.
Объем читательской аудитории кануна реформ 1860-х годов был очень невелик. В силу того, что на долю сельского населения приходилось девять десятых его численности, то можно считать, что в конце 1860-х — начале 1870-х годов грамотного населения было примерно 8%, что составляло порядка 10 млн человек».
«Для середины XIX века поединок двух публицистов Чичерина и Герцена оказал большое влияние на эмоциональный дискурс в читающем обществе и формирование социальных, правовых нарративов взаимоотношений, в том числе с публичной властью», — заключила Елена Поворова.
«Любая деятельность человека невозможна без ценностного контекста, а тем более деятельность судебной власти, предопределенная особой миссией осуществления правосудия. Уважение к судебной власти основывается на соблюдении всеми ее представителями высоких нравственных требований, поддерживающих судейскую честь на высоком уровне».
«Борис Николаевич поражал собеседников широтой познаний в области живописи, графики, музыки и литературы. Он собрал прекрасную коллекцию произведений искусства, которая хранилась в родовом имении Чичериных».
«Мы создаем эту традицию нашими встречами, поскольку формируем преемственность идей, которые нам дороги и которые мы постоянно дополняем новыми гранями — правовыми, культурологическими, социальными. Граней в нашей традиции много, как многогранен сам феномен Бориса Николаевич Чичерина».