5 — 6 июня 2025 года в Тамбове состоялась V Всероссийская научная конференция «Атом Чичерина», посвященная трудам выдающегося правоведа Б.Н. Чичерина. Организаторами мероприятия выступили Правительство Тамбовской области, Тамбовский областной суд, старейшее юридическое издание страны «Российская юстиция», Дом-музей Г.В. Чичерина, Державинский университет.
В каждом исследовании есть основная идея, мысль, к которой возвращаешься, добавляешь новые смыслы, видишь перспективы. Или однажды прочитанная фраза может зацепить своей остротой или яркостью, неожиданной парадоксальностью, удивить тихой ясной простотой и оставить эмоциональный след, который не даст покоя и сразу же потребует идти дальше, искать новые смыслы. А может, наоборот, по прошествии времени, основательно окрепнув, даст возможность создать что-то новое и неожиданное для самого себя. Так и творчество Чичерина, при знакомстве с которым всегда можно найти что-то малое — знак, относимый только к тебе, частица того смысла, которая позволит вырасти в новый мировоззренческий дискурс.
Атом Чичерина — это смысловые единицы — слова, метафоры, вопросы, воспоминания, которые, будучи найденными и воспринятыми читателем Бориса Николаевича, позволят создать новый нарратив — правовой, философский, литературный, социологический, политический, да и просто бытовой.
В этом величие Бориса Николаевича, правоведа, выведшего вдали от научных кругов физиков, структуру атома, вызвав удивление и глубокое уважение перед умом, могущим создавать такие глубокие абстракции.
Чичерин — пример истинного философа, доходящего до глубин, открывающего первооснову бытия — «атом». Пример того, как можно строить интеллектуальные абстракции, которые станут матрицей для новых исследований в различных областях жизни.
В первый день конференции в Тамбовском областном краеведческом музее были прочитаны две публичные лекции. Специальные гости — финалисты XIII региональной гуманитарной олимпиады школьников «Умницы и умники», прошедшей в рамках конференции. Один из агонов был посвящен теме «Служение Отечеству: семья Чичериных в истории России и Тамбовского края».
Заместитель главного редактора журнала «Российская юстиция», к.ю.н. Елена Поворова открыла мероприятие:
В каждом исследовании есть основная идея, мысль, к которой возвращаешься, добавляешь новые смыслы, видишь перспективы. Или однажды прочитанная фраза может зацепить своей остротой или яркостью, неожиданной парадоксальностью, удивить тихой ясной простотой и оставить эмоциональный след, который не даст покоя и сразу же потребует идти дальше, искать новые смыслы. А может, наоборот, по прошествии времени, основательно окрепнув, даст возможность создать что-то новое и неожиданное для самого себя. Так и творчество Чичерина, при знакомстве с которым всегда можно найти что-то малое — знак, относимый только к тебе, частица того смысла, которая позволит вырасти в новый мировоззренческий дискурс.
Атом Чичерина — это смысловые единицы — слова, метафоры, вопросы, воспоминания, которые, будучи найденными и воспринятыми читателем Бориса Николаевича, позволят создать новый нарратив — правовой, философский, литературный, социологический, политический, да и просто бытовой.
В этом величие Бориса Николаевича, правоведа, выведшего вдали от научных кругов физиков, структуру атома, вызвав удивление и глубокое уважение перед умом, могущим создавать такие глубокие абстракции.
Чичерин — пример истинного философа, доходящего до глубин, открывающего первооснову бытия — «атом». Пример того, как можно строить интеллектуальные абстракции, которые станут матрицей для новых исследований в различных областях жизни.
В первый день конференции в Тамбовском областном краеведческом музее были прочитаны две публичные лекции. Специальные гости — финалисты XIII региональной гуманитарной олимпиады школьников «Умницы и умники», прошедшей в рамках конференции. Один из агонов был посвящен теме «Служение Отечеству: семья Чичериных в истории России и Тамбовского края».
Заместитель главного редактора журнала «Российская юстиция», к.ю.н. Елена Поворова открыла мероприятие:
«Мне бы хотелось верить, что, пройдя пятилетний рубеж наших встреч, мы смогли сформировать определенную научную традицию — чичеринскую, которая, станет основой для чичеринской школы. Поэтому участниками Общества друзей Чичерина читаются публичные лекции, а в этот раз была проведена олимпиада “Умники и умницы”.
Так, формируется преемственность взглядов в поколениях. И так, из уст в уста передается научный опыт, мышление, создается культурное общее пространство. И в этом мы также являемся преемниками Бориса Николаевича, всей своей жизнью писавшего историю и философию права.
Деятельность Общества друзей Чичерина важна и тем, что мы своими исследованиями, публикациями в журнале “Российская юстиция”, публичными лекциями пытаемся нивелировать разрыв между дореволюционной научной школой и сегодняшней. Этот разрыв был и есть. Но каждому из нас под силу, беря пример с Бориса Николаевича развивать его идеи, общаться и создавать круг чичеринских единомышленников во взглядах на жизнь, право, литературу, искусство».
В публичной лекции в рамках конференции заведующий Центром международного и европейского права Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, член Высшей квалификационной коллегии судей РФ, д.ю.н., профессор Анатолий Ковлер рассказал о детстве и юности Б.Н. Чичерина:
«Чичерин принадлежит к золотому веку дворянской культуры. Вся жизнь Бориса Николаевича была связана с Тамбовской землей. Рожденный в многодетной семье, он получил блестящее воспитание. Он уже был готов к московскому этапу своей жизни и на равных вступил в диалог с выдающимися преподавателями. Впоследствии стал дружить со своим преподавателем Грановским, несмотря на значительную разницу в возрасте, мог оппонировать в беседе на должном уровне».
Анатолий Ковлер особенно подчеркнул, что Б.Н. Чичерин не был «кабинетным ученым» и живо откликался на события общественной жизни. Его также можно причислять к основателям отечественной политической науки благодаря его труду «Политика».
В завершении своего выступления лектор заключил, что идеи Бориса Николаевича о земстве и о местном самоуправлении как никогда актуальны сегодня, поэтому его поистине можно считать нашим современником.
Публичную лекцию приглашенный профессор Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, д.ю.н., профессор Геннадий Есаков посвятил дружбе, сотрудничеству и общественно-политическим взглядам Б.Н. Чичерина и А.Ф. Кони.
В завершении своего выступления лектор заключил, что идеи Бориса Николаевича о земстве и о местном самоуправлении как никогда актуальны сегодня, поэтому его поистине можно считать нашим современником.
Публичную лекцию приглашенный профессор Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, д.ю.н., профессор Геннадий Есаков посвятил дружбе, сотрудничеству и общественно-политическим взглядам Б.Н. Чичерина и А.Ф. Кони.
«По масштабам личности и Борис Николаевич, и Анатолий Федорович — “звезды первой величины” в российском правоведении и политике. При этом последний был учеником Чичерина, впитал со студенческой скамьи его взгляды и до конца жизни сохранил пиетет к учителю. Оба поддерживали друг друга в сложные дни — во время процесса Засулич, после отставки Чичерина с поста московского городского головы, во время ухода Кони из Сената», — рассказал профессор.
Геннадий Есаков обратил внимание слушателей на то, что сохранившаяся переписка позволяет реконструировать разделявшиеся обоими общественно-политические и правовые взгляды: они были, как принято говорить, «людьми 60-х годов», страстно желавшими продолжения реформ в направлении создания в России подлинного правового государства.
Временно исполняющий обязанности заместителя Главы Тамбовской области Николай Федосеенков поприветствовал участников и гостей во второй день конференции:
Временно исполняющий обязанности заместителя Главы Тамбовской области Николай Федосеенков поприветствовал участников и гостей во второй день конференции:
«Борис Николаевич был выдающимся человеком, добившимся успехов в различных сферах научной и практической деятельности. Во многом поэтому его наследие продолжает быть объектом изучения историков, юристов, политологов, социологов».
Николай Федосеенков отметил вклад редакции журнала «Российская юстиция» в популяризацию научного наследия рода Чичериных: «В этом году коллективу журнала присуждена премия Тамбовской области имени Бориса Николаевича и Георгия Васильевича Чичериных. Особенно приятно вручать диплом лауреата такой значимой для Тамбовской области премии в рамках сегодняшней конференции».
С приветственным словом к участникам мероприятия обратилась член Президиума Совета судей РФ, председатель комиссии по этике Совета судей РФ, председатель Тамбовского областного суда, к.ю.н. Наталия Бурашникова, указав неугасающий интерес к мыслям и трудам Б.Н. Чичерина:
С приветственным словом к участникам мероприятия обратилась член Президиума Совета судей РФ, председатель комиссии по этике Совета судей РФ, председатель Тамбовского областного суда, к.ю.н. Наталия Бурашникова, указав неугасающий интерес к мыслям и трудам Б.Н. Чичерина:
«Думается, что обсуждение, популяризация мыслей и идей русской философско-правовой школы второй половины XIX — начала XX века, идей Чичерина, его предшественников, последователей, современников имеет важное значение для выстраивания ценностных ориентиров на современном этапе развития российского государства, ориентиров, имеющих национальные корни, ориентиров, основанных на наследии российских мыслителей».
Говоря о тематике встречи, Наталия Бурашникова пояснила: «Сегодня говорим об атоме Чичерина, о многогранности и энциклопедичности нашего выдающегося земляка, оставившего научное наследие в различных сферах — начиная от химии и заканчивая правом».
Ректор Державинского университета Павел Моисеев, рассуждая о теме конференции, о ее символичном названии, отметил: «Подобно атому, идеи Бориса Николаевича Чичерина строят. Они выстраивают наше мировоззрение, создают для нас важные смыслы, целостную и правдивую картину мира. Борис Николаевич очень близок людям университета.
Во-первых, по духу: он государственник, мыслитель, плоть от плоти человек университетской культуры.
Во-вторых, по миропониманию: он рассматривал разные социально-политические процессы в единстве и разнообразии всех их сторон.
В-третьих, по патриотизму и любви к малой родине: он родился в Тамбове в 1828 году, с 1868 года жил главным образом в своем имении Караул Кирсановского уезда Тамбовской губернии, был гласным Кирсановского уездного и тамбовского губернского земств и упокоен в Карауле».
Старший научный сотрудник Института философии РАН, ученый секретарь Междисциплинарного центра философии права, к.полит.н. Сергей Чижков раскрыл концепцию общественного идеала в философии Б.Н. Чичерина.
Анализ критики Чичериным славянофильско-народнических, социалистических и социал-либеральных представлений об общественном идеале привел спикера к выводу: «Основной их недостаток состоит в представлении личности всего лишь как нечто производного от общества, игнорировании смысла исторического процесса, в котором именно личность, ее свобода и достоинство являются отправной точкой и целью этого процесса».
В свою очередь, ключевым элементом концепции общественного идеала, разработанной Чичериным, является теория свободы разумно-нравственных существ, которая лежит в основе его антропологии, которая, в свою очередь, формирует систему его социальной философии, философии права и политики. Диалектика личности и общества предполагает как автономию личности, так и ее служение обществу в качестве свободного акта самореализации.
Ректор Державинского университета Павел Моисеев, рассуждая о теме конференции, о ее символичном названии, отметил: «Подобно атому, идеи Бориса Николаевича Чичерина строят. Они выстраивают наше мировоззрение, создают для нас важные смыслы, целостную и правдивую картину мира. Борис Николаевич очень близок людям университета.
Во-первых, по духу: он государственник, мыслитель, плоть от плоти человек университетской культуры.
Во-вторых, по миропониманию: он рассматривал разные социально-политические процессы в единстве и разнообразии всех их сторон.
В-третьих, по патриотизму и любви к малой родине: он родился в Тамбове в 1828 году, с 1868 года жил главным образом в своем имении Караул Кирсановского уезда Тамбовской губернии, был гласным Кирсановского уездного и тамбовского губернского земств и упокоен в Карауле».
Старший научный сотрудник Института философии РАН, ученый секретарь Междисциплинарного центра философии права, к.полит.н. Сергей Чижков раскрыл концепцию общественного идеала в философии Б.Н. Чичерина.
Анализ критики Чичериным славянофильско-народнических, социалистических и социал-либеральных представлений об общественном идеале привел спикера к выводу: «Основной их недостаток состоит в представлении личности всего лишь как нечто производного от общества, игнорировании смысла исторического процесса, в котором именно личность, ее свобода и достоинство являются отправной точкой и целью этого процесса».
В свою очередь, ключевым элементом концепции общественного идеала, разработанной Чичериным, является теория свободы разумно-нравственных существ, которая лежит в основе его антропологии, которая, в свою очередь, формирует систему его социальной философии, философии права и политики. Диалектика личности и общества предполагает как автономию личности, так и ее служение обществу в качестве свободного акта самореализации.
«Свою концепцию общественного идеала Чичерин строит на этой диалектике, в основе которой лежит идея свободы, поэтому он утверждает, что «никакой общественный идеал, не мыслим иначе, как на почве свободы», — отметил Сергей Чижков.
Анатолий Ковлер указал на то, чтоособый интерес представляют малоизвестные труды «позднего» Чичерина, написанные на рубеже ХIX—XX веков за несколько лет до его кончины, собранные в сборнике «Вопросы политики» (второе издание 1905 года через год после его кончины):
«В центре интереса автора стоит проблема земств в общественном строе России. В центральной статье «Государство и земство» во главу угла ставится вопрос: “Есть ли земство государственное или общественное учреждение?” Вопрос до сих пор актуальный — статья 12 Конституции РФ 1993 года провозгласила: “Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти”, в то время как статьи 131—132 в редакции поправок 2020 года вписали эти органы в систему “публичной власти”».
Профессор напомнил об актуальном и пророческом заключении Б.Н. Чичерина: «Вообще можно сказать, что при существующем строе русской жизни, единственная возможность дальнейшего преуспеяния состоит в предоставлении земству возможно широкой свободы действия и возможно обильных источников дохода. Требуется не ограничение, а расширение предоставленных ему прав. Только при этом условии можно ожидать развития общественного благоустройства и благосостояния, не по однообразному шаблону, а по указаниям самой жизни, соответственно бесконечному разнообразию местных сил и средств».
Ординарный профессор НИУ ВШЭ, д-р. филос. наук, профессор Андрей Медушевский, рассуждая о проблеме повиновения праву, обращается к теории правового абсолютизма Чичерина, в основе которой лежит формула гегелевской философии права о государстве, как выражении этического идеала на земле:
Ординарный профессор НИУ ВШЭ, д-р. филос. наук, профессор Андрей Медушевский, рассуждая о проблеме повиновения праву, обращается к теории правового абсолютизма Чичерина, в основе которой лежит формула гегелевской философии права о государстве, как выражении этического идеала на земле:
«Чичерин — легалист, но в его учении особое место отведено таким категориям как совесть, свобода и нравственный выбор. С этих позиций дается разрешение конфликта права и этики и решается проблема повиновения закону. Соединить их позволяет трактовка справедливости как единства этического идеала, действующей нормы и эффективного правосудия.
Практическое решение проблемы — установление оптимального баланса внешней и внутренней свободы, определяющего легитимность правовой системы и готовность индивида следовать законам государства, не нарушая обязательств совести и долга».
Спикер подчеркнул актуальность теории Чичерина в эпоху глобализации права: «Следуя этой логике, можно предположить: для преодоления конфликта общества и власти эпохи глобализации нужна не государственная идеология, а формирование единой публично-правовой этики, не исключающей обсуждения актов неповиновения праву. С этих позиций постановка вопроса Чичериным имеет актуальное значение».
Геннадий Есаков подчеркнул, что Б.Н. Чичерин не являлся специалистом в области уголовной юстиции, однако как государственник, автор учебного курса, не мог обойти вопросы правосудия стороной:
«Дело Засулич в 1878 году повлекло за собой написание Чичериным статьи об этом деле, в которой изложены основные идеи Бориса Николаевича по вопросам уголовного правосудия. Впоследствии, многие из них повторились и в связи с делом Колесниковых».
Геннадий Есаков дал анализ этих идей, в том числе с позиций современных проблем уголовного правосудия.
Заведующая кафедрой теории и истории государства и права Института права и национальной безопасности ТГУ имени Г.Р. Державина, к.ю.н., доцент Ангелина Лапаева обратила внимание на актуальность идей Б.Н. Чичерина о балансе свободы и порядка, роли государства как гаранта права в контексте дискуссий о построении правового государства в современной России:
Заведующая кафедрой теории и истории государства и права Института права и национальной безопасности ТГУ имени Г.Р. Державина, к.ю.н., доцент Ангелина Лапаева обратила внимание на актуальность идей Б.Н. Чичерина о балансе свободы и порядка, роли государства как гаранта права в контексте дискуссий о построении правового государства в современной России:
«В учении Б.Н. Чичерина право рассматривалось как система норм, гарантирующих личности автономию в рамках общественного договора с государством. Именно в праве виделся результат развития нравственной идеи в обществе, особое внимание уделялось примату индивидуальной свободы как основы правопорядка».
Ангелина Лапаева рассказала о том, что, осмысливая категорию принципов права, Б.Н. Чичерин выделял такие признаки, как начала свободы, гуманизма и справедливости, лежащие в основе принципов формального равенства, законности и демократизма. Подчеркивая конкретный характер формально-юридических конструкций, можно утверждать, что безусловный приоритет Б.Н. Чичерин отдавал принципам-нормам:
«Понимание принципов права по Б.Н. Чичерину рассматривалось с позиции руководящих начал, отражающих сущность и ценностные ориентиры такого правового регулирования, при котором функционирование государственных и общественных институтов направлено на обеспечение прав, свобод и достойной жизни граждан».
Председатель избирательной комиссии Тамбовской области Андрей Офицеров представил анализ основных работ Б.Н. Чичерина на предмет содержания описания избирательных прав граждан Российской империи второй половины XIX века.
В работе «О народном представительстве» Б.Н. Чичерин формулирует основные принципы местного самоуправления, принципы формирования представительной власти на местах.
В работе «О народном представительстве» Б.Н. Чичерин формулирует основные принципы местного самоуправления, принципы формирования представительной власти на местах.
«В этой и других работах правоведа и философа раскрываются детали активного и пассивного избирательного права, выявляются положительные и отрицательные характеристики народного представительства», — заключил Андрей Офицеров.
Спикер провел исторические параллели взглядов и устоявшихся догматов избирательного права и процесса прошлого и настоящего нашей страны, подчеркнув актуальность сформулированных почти 150 лет назад принципов представительной демократии.
Андрей Офицеров постарался отразить в своем выступлении некоторые элементы избирательного процесса, обозначенные Чичериным, которые только сейчас начинают обретать практическую реализацию.
Сергей Чижков рассказал о жизни Бориса Николаевича Чичерина в Усадьбе Голицыных в Москве: «Значительная часть ”Воспоминаний” Бориса Николаевича Чичерина приходится на начало-середину 80-х годов — это 3 главы его “Воспоминаний” и по объему это почти четверть опубликованной части его мемуаров. Это главы: “Конец царствования Александра Николаевича”, “Начало нового царствования”, “Служба Московским городским головой”».
Правда, первое упоминание усадьбы Голицына на Волхонке мы встречаем еще раньше — в самом конце главы “Жизнь в провинции”. Это время теснейшим образом связано с домом, в котором он жил, где он провел 5 зим, о которых, как он пишет, вспоминает с удовольствием».
После рождения второй дочери Ульяны, Борис Николаевич понимает, что оставаться на зиму в усадьбе Караул вдали от врачей крайне опасно, и он пытается снять на зиму дом в Тамбове, но это ему не удается. В конечном счете, Чичерин находит недорогую квартиру в Москве на Волхонке, покупает туда мебель, обшивает ее кумачом и ситцем. В эту квартиру и приезжает его супруга с дочерью. Чичерин так описывает дом:
Андрей Офицеров постарался отразить в своем выступлении некоторые элементы избирательного процесса, обозначенные Чичериным, которые только сейчас начинают обретать практическую реализацию.
Сергей Чижков рассказал о жизни Бориса Николаевича Чичерина в Усадьбе Голицыных в Москве: «Значительная часть ”Воспоминаний” Бориса Николаевича Чичерина приходится на начало-середину 80-х годов — это 3 главы его “Воспоминаний” и по объему это почти четверть опубликованной части его мемуаров. Это главы: “Конец царствования Александра Николаевича”, “Начало нового царствования”, “Служба Московским городским головой”».
Правда, первое упоминание усадьбы Голицына на Волхонке мы встречаем еще раньше — в самом конце главы “Жизнь в провинции”. Это время теснейшим образом связано с домом, в котором он жил, где он провел 5 зим, о которых, как он пишет, вспоминает с удовольствием».
После рождения второй дочери Ульяны, Борис Николаевич понимает, что оставаться на зиму в усадьбе Караул вдали от врачей крайне опасно, и он пытается снять на зиму дом в Тамбове, но это ему не удается. В конечном счете, Чичерин находит недорогую квартиру в Москве на Волхонке, покупает туда мебель, обшивает ее кумачом и ситцем. В эту квартиру и приезжает его супруга с дочерью. Чичерин так описывает дом:
«Старинный барский дом, с стенами в два аршина толщины, с каменными сводами в нижнем этаже, дом, в котором жила Екатерина, стал раздаваться на квартиры. В наше время отдавался внаймы только нижний этаж, где мы помещались, а наверху был музей».
Заместитель главного редактора журнала «Российская юстиция», к.ю.н. Елена Поворова обратила внимание на то, что поединок мнений, влияющий на общественное мнение, воспитывающий его и создающий тот или иной мировоззренческий нарратив, возможен в читающей аудитории:
«Но самих читателей, тех, на кого бы власть могла рассчитывать, на диалог и понимание выстраиваемой публичной, в том числе правовой политики было не так много.
Объем читательской аудитории кануна реформ 1860-х годов был очень невелик. В силу того, что на долю сельского населения приходилось девять десятых его численности, то можно считать, что в конце 1860-х — начале 1870-х годов грамотного населения было примерно 8%, что составляло порядка 10 млн человек».
Как отметила Елена Поворова, по сути время реформ 1860-х годов поставило перед уже существующим медиаполем и его профессиональными участниками вопрос об эмоциональных формах и принципиальной возможности сотрудничества, поддержки публичной власти обществом.
«Для середины XIX века поединок двух публицистов Чичерина и Герцена оказал большое влияние на эмоциональный дискурс в читающем обществе и формирование социальных, правовых нарративов взаимоотношений, в том числе с публичной властью», — заключила Елена Поворова.
Наталия Бурашникова сопоставила этические воззрения Б.Н. Чичерина и понимание нравственных категорий чести и достоинства в контексте современной судейской этики.
«Любая деятельность человека невозможна без ценностного контекста, а тем более деятельность судебной власти, предопределенная особой миссией осуществления правосудия. Уважение к судебной власти основывается на соблюдении всеми ее представителями высоких нравственных требований, поддерживающих судейскую честь на высоком уровне».
Наталия Бурашникова обратила внимание присутствующих на следующее: «Идея Чичерина о равенстве людей в своем достоинстве и необходимости уважения человеческого достоинства в каждом впоследствии легла в основу принципов международного и российского права.
Честь Борис Николаевич рассматривал как общественное достоинство человека, которое основывается, прежде всего, на его внутреннем достоинстве и не зависит от его общественного положения, иерархических отношений и принадлежности к тому или иному сословию».
Честь Борис Николаевич рассматривал как общественное достоинство человека, которое основывается, прежде всего, на его внутреннем достоинстве и не зависит от его общественного положения, иерархических отношений и принадлежности к тому или иному сословию».
Современный резонанс — этические воззрения Б.Н. Чичерина созвучны принципам российской судейской этики. Честь и достоинство являются главными качествами, определяющими этический облик современного судьи. «Ваша честь!», — обращаются к судье участники процесса. Честь судьи включает в себя не только внутреннее достоинство, но и честность, добросовестность, объективность и беспристрастность.
Резюмируя выступление, Наталия Бурашникова пришла к выводу о том, что этические воззрения русской философско-правовой школы второй половины ХIХ — начала ХХ вв., в том числе взгляды Б.Н. Чичерина, являются вневременным нравственным эталоном, позволяющим и сегодня совершенствовать внутреннее достоинство, поддерживать высокую честь судьи и авторитет судебной власти.
Эксперт Общества друзей Чичерина Марина Вержевикина особенно отметила то, что в России во второй половине XIX века было достаточно людей, которые своим долгом считали меценатство, собирая уникальные коллекции. Известным среди таких людей был Чичерин:
Резюмируя выступление, Наталия Бурашникова пришла к выводу о том, что этические воззрения русской философско-правовой школы второй половины ХIХ — начала ХХ вв., в том числе взгляды Б.Н. Чичерина, являются вневременным нравственным эталоном, позволяющим и сегодня совершенствовать внутреннее достоинство, поддерживать высокую честь судьи и авторитет судебной власти.
Эксперт Общества друзей Чичерина Марина Вержевикина особенно отметила то, что в России во второй половине XIX века было достаточно людей, которые своим долгом считали меценатство, собирая уникальные коллекции. Известным среди таких людей был Чичерин:
«Борис Николаевич поражал собеседников широтой познаний в области живописи, графики, музыки и литературы. Он собрал прекрасную коллекцию произведений искусства, которая хранилась в родовом имении Чичериных».
Эксперт рассказала о том, что начало его собственной коллекции было положено в начале 60-х годы XIX века: «Чичерин был приглашен в преподаватели к старшему сыну императора Александра II — Николаю.
Вместе с наследником престола он совершает путешествие по Европе. Это было не только знакомство с жизнью европейских стран, но и прикосновение к прекрасному. Посещение музеев и частных коллекций живописи и графики доставляли огромное наслаждение Борису Николаевичу, его ученик тоже был не равнодушен к искусству».
На конференции Тамбовский академический драматический театр представил литературно-художественную композицию «Два тамбовских мужика», созданную на основе доклада Геннадия Есакова, прочтенного им на четвертых встречах Общества друзей Чичерина. Заместитель главного редактора журнала «Российская юстиция» Елена Поворова отметила, что на фоне эпохи в этой судебной истории пересеклись характеры и судьбы: «В судьбу двух крестьян был вовлечен весь цвет пореформенной юриспруденции, так или иначе повлиявший на ход судебного дела, длившегося несколько лет и завершившегося в итоге после ухода из жизни Бориса Николаевича силами его жены вполне счастливо для героев этой истории, насколько это возможно говорить применительно к ситуации дела».
Говоря о том, что встречи Общества друзей Чичерина стали традиционными, поскольку проводятся в пятый раз, Елена Поворова отметила, что хотелось бы основной акцент сделать на традиции:
Вместе с наследником престола он совершает путешествие по Европе. Это было не только знакомство с жизнью европейских стран, но и прикосновение к прекрасному. Посещение музеев и частных коллекций живописи и графики доставляли огромное наслаждение Борису Николаевичу, его ученик тоже был не равнодушен к искусству».
На конференции Тамбовский академический драматический театр представил литературно-художественную композицию «Два тамбовских мужика», созданную на основе доклада Геннадия Есакова, прочтенного им на четвертых встречах Общества друзей Чичерина. Заместитель главного редактора журнала «Российская юстиция» Елена Поворова отметила, что на фоне эпохи в этой судебной истории пересеклись характеры и судьбы: «В судьбу двух крестьян был вовлечен весь цвет пореформенной юриспруденции, так или иначе повлиявший на ход судебного дела, длившегося несколько лет и завершившегося в итоге после ухода из жизни Бориса Николаевича силами его жены вполне счастливо для героев этой истории, насколько это возможно говорить применительно к ситуации дела».
Говоря о том, что встречи Общества друзей Чичерина стали традиционными, поскольку проводятся в пятый раз, Елена Поворова отметила, что хотелось бы основной акцент сделать на традиции:
«Мы создаем эту традицию нашими встречами, поскольку формируем преемственность идей, которые нам дороги и которые мы постоянно дополняем новыми гранями — правовыми, культурологическими, социальными. Граней в нашей традиции много, как многогранен сам феномен Бориса Николаевич Чичерина».
Фото: объединенная пресс-служба судов Тамбовской области