Как снизить коррупционные риски, связанные с мировыми соглашениями?
Доктор юридических наук, доцент Екатерина Михайлова в своей работе отмечает, что все важнейшие исследования, касающиеся мирового соглашения, произведены без учета современных изменений законодательства, политической и экономической жизни российского общества, дифференциации процессуальных форм защиты.
При этом заключение сторонами правового конфликта мирового соглашения имеет важнейшие правовые последствия:
невозможность обращения в суд с тождественным требованием,
принудительное исполнение утвержденного судом мирового соглашения — можно сказать, его «необратимость».
В связи с этим назрела необходимость рассмотреть мировое соглашение в делах частной и публичной правовой природы.
Дела частноправовой природы с участием государства, рассматриваемые по правилам искового производства, характеризуются реализацией в них общественного, публичного интереса. В силу этого свободное распоряжение защищаемым правом или интересом должно быть ограничено рамками исходного спорного материального правоотношения.
В делах публично-правового характера реализуется функция государственного управления, в силу чего длительное время мировое соглашение в них было запрещено.
В настоящее время процессуальное законодательство разрешает сторонам публично-правовых конфликтов заключать мировые соглашения, что повышает риски коррупционных проявлений, особенно в налоговых делах.
Автор статьи предлагает ввести норму об обязательном привлечении прокурора в дела публично-правового характера в случае заявления сторонами ходатайства о заключении мирового соглашения, в целях дачи суду заключения о законности проекта мирового соглашения.
Читайте статью «Мировое соглашение в частноправовых и публично-правовых делах» в журнале «Российская юстиция» № 8/2023.