Новости

Антропоцентризм в праве: от идей Чичерина к новациям постнеклассики

Современный юридический антропоцентризм имеет под собой прочное нравственное основание, сформированное усилиями отечественных правоведов дореволюционного периода, пытавшихся соединить право и нравственность. В центре такого соединения неизбежно оказывался именно человек. Одним из тех ученых, чьи концепции обладали выраженной антропоцентричностью, был Борис Николаевич Чичерин.

Главный научный сотрудник отдела теории права и междисциплинарных исследований законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, доктор юридических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ Дмитрий Пашенцев ставит перед собой и решает следующую задачу:

  • рассмотрение взаимосвязи идей Б.Н. Чичерина о свободе и государстве с современным юридическим антропоцентризмом.

А также отмечает, что точкой пересечения этих учений выступает человек, который, обладая свободой, выбирает модели своего поведения и своими действиями конструирует правовую реальность. «Ключевое понятие всего учения Чичерина о праве и государстве — понятие свободы», — подчеркивает автор.

Государство — еще одна важная для понимания идей Чичерина категория. Как отмечает Дмитрий Пашенцев, и в этом мыслитель тоже был оригинален:
«Для него государство было человеческим союзом, а не совокупностью органов управления или социальным объединением».
Антропологическая теория права ставит человека в центр правовой системы, что не противоречит концепции свободы Б.Н. Чичерина.

Дмитрий Пашенцев пишет, что вопрос о свободе как одном из важнейших факторов правового поведения получает новое звучание в цифровую эпоху:
«В условиях цифровизации, агрессивно вторгающейся во все сферы жизнебытия, вплоть до самых сокровенных, человек находится под постоянным контролем, что делает свободу эфемерной, практически несуществующей».
Автор статьи делает вывод, что в условиях угрозы цифрового тоталитаризма гуманистические начала, характерные для учения Б.Н. Чичерина, приобретают особую актуальность:
«Грядущий цифровой (или технологический) тоталитаризм, который стремится приобрести надгосударственный характер, заставляет снова задуматься о человеке, о его свободе, о свободном выборе моделей поведения на основе сопоставления нравственного закона и закона государства. В этом контексте гуманистические идеи Бориса Николаевича Чичерина, других выдающихся отечественных и зарубежных мыслителей приобретают новое, актуальное звучание».
Читайте материал в октябрьском выпуске журнала «Российская юстиция».

Приобрести печатную подписку или оформить доступ к электронной базе издания можно по ссылке
Новости