Концепция интенсивности судебного контроля не получила ясного оформления в материальных либо процессуальных нормах российского права. В связи с этим доцент кафедры конституционного права Санкт-Петербургского государственного университета, доктор юридических наук Алексей Должиков обосновывает систему нормативных оснований для применения данной концепции в административном судопроизводстве. Автор рассматривает общепризнанные принципы и нормы международного права, которые нашли признание в практике Верховного Суда РФ и служат предпосылкой для заимствования концепции интенсивности судебного контроля. Алексей Должиков определяет конституционные основы интенсивности судебного контроля. Автор рассматривает доктрины судейской сдержанности и активизма, которые использует Конституционный Суд РФ. Алексей Должиков критически оценивает одностороннюю методологию конституционного контроля, когда сдержанность применяется по умолчанию.
Автор анализирует практику административного судопроизводства о запрете проверки целесообразности оспариваемых нормативных правовых актов, аргументирует необходимость узкого толкования термина целесообразности, когда исключается судебная проверка вопросов, имеющих политический, а не правовой характер.
Алексей Должиков отмечает, что запрет судебной проверки целесообразности решений публичной администрации нельзя толковать буквально, она уместна в неполитических областях:
Автор анализирует практику административного судопроизводства о запрете проверки целесообразности оспариваемых нормативных правовых актов, аргументирует необходимость узкого толкования термина целесообразности, когда исключается судебная проверка вопросов, имеющих политический, а не правовой характер.
Алексей Должиков отмечает, что запрет судебной проверки целесообразности решений публичной администрации нельзя толковать буквально, она уместна в неполитических областях:
«Иначе интерпретация этого запрета вступала бы в противоречие с признанными Верховным Судом РФ требованиями законной цели, разумности, необходимости и соразмерности. Суть этих критериев состоит в судебной оценке возможного отклонения административного акта от установленной парламентом цели (законная цель), а равно в проверке пригодности административного средства для достижения этой цели (разумность) или наличия менее обременительных альтернатив (необходимость)».
Как заключает автор, в целом эти три требования составляют принцип соразмерности в широком смысле, который в узком смысле сводится к судебной оценке сообразности между целью и средством в административной деятельности.
Читайте материал в журнале «Российская юстиция» № 6/2025 и в открытом доступе по ссылке.
Подробнее о выпуске узнаете по ссылке.
Читайте материал в журнале «Российская юстиция» № 6/2025 и в открытом доступе по ссылке.
Подробнее о выпуске узнаете по ссылке.