Новости

Перспективы применения предварительного конституционного контроля в России

Институт внешнего и внутреннего предварительного контроля, осуществляемого в процессе законодательной деятельности, имеет в России достаточно долгую, но неоднозначную историю.

Заведующий кафедрой конституционного и муниципального права Ростовского государственного экономического университета (РИНХ), член Высшей квалификационной коллегии судей РФ, кандидат юридических наук, доцент Эмиль Баринов представил анализ конституционно-правовых, исторических, а также политических предпосылок легализации в России института внешнего предварительного конституционного контроля.

Объектом исследования выступают новые полномочия Конституционного Суда РФ и Президента РФ в сфере предварительного конституционного контроля, юридически оформленные по итогам конституционной реформы 2020 года.

Отдельное внимание автор статьи уделяет уточнению новых полномочий Президента РФ и Конституционного Суда РФ на уровне отраслевого законодательства.

Проведенный анализ позволяет говорить о некоторой терминологической несогласованности, которая заметна как внутри самого текста Конституции РФ, так и при сравнении ее текста с положениями специального законодательства.

Наиболее логичным и обоснованным автору видится закрепление предварительного конституционного контроля в отношении законов о поправке к Конституции РФ.

Как отмечает автор материала, предварительный конституционный контроль не противоречит базовым принципам функционирования основных демократических институтов, несет в себе богатый политико-правовой потенциал, положительно влияет на выработку критериев конституционности стратегии законодателя и предназначен в первую очередь для разрешения разногласий между Президентом РФ и Федеральным Собранием, что устраняет риск разрастания конституционного конфликта.
«Однако в условиях современной политической ситуации в России ожидать в ближайшее время оснований для применения данного института не приходится. Кроме того, так и остались неопровергнутыми многочисленные доводы противников наделения Конституционного Суда РФ соответствующими полномочиями. По этой причине наименее дискуссионным и не вызывающим особых замечаний следует признать проведение предварительного конституционного контроля в отношении законов о поправке к Конституции РФ, однако напомним, что идея закрепления этих полномочий в первом варианте поправок не присутствовала и была реализована только в их окончательной редакции», — заключает Эмиль Баринов.
Новости